Диспут «Что такое толерантность?»
День, посвященный терпимости, празднуют во всем мире благодаря Генеральной Ассамблее – с таким предложением она выступила 12 декабря 1996 года. Решение было связано с Годом ООН, посвященным толерантности, в 1995 году. 16 ноября 1995 года страны, входящие в ЮНЕСКО, подписали Декларацию принципов терпимости. Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
В последнее время тема толерантности затрагивается довольно часто и для всего мира имеет животрепещущий характер. Ведь современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим.
Однажды один писатель сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам людям, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир как и природа многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
В этот день в центральной районной библиотеке прошло мероприятие в форме диспута «Что такое толерантность?». На мероприятие были приглашены учащиеся 10 класса с учителем Горбачёвой О.В.
Школьников познакомили с историей Дня толерантности, уделив затем большое внимание Декларации принципов толерантности, данном в ней определении толерантности. Говорили о неоднозначном понимании толерантности в разных языках.
Большое внимание было уделено чертам толерантной личности и толерантным отношениям. Участники диспута принимали активное участие в обсуждении вопросов толерантности, выполняли задания ведущих.
К мероприятию была оформлена книжная выставка «Толерантность – дорога к миру» и проведён обзор, особое внимание было уделено художественной литературе, затрагивающей вопросы толерантности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения. Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. А главное – это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием “вечными вопросами”. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. “Юноше, обдумывающему житье”, приходит на помощь опыт мышления и переживания литературных героев, он незаметно проникается тем миром, всегда нравственным и эстетическим, которое воплощено в художественном мире талантливого литературного произведения.
Нравственные коллизии воссоздаются во всех лучших произведениях современной литературы. В художественных произведениях толерантность в основном отражается в двух видах: во-первых, отношения между людьми показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и, во-вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает протест против них.
В заключение мероприятия ребята подвели итоги и создали дерево толерантности, на котором выразили свои пожелания, как сделать отношения в школе более доброжелательными и комфортными для всех.